Финиш или имитация: "Родится" ли из разговоров Садового е-билет во Львове

Львовский городской совет получил бешеную критику из-за повышения проезда в маршрутках. И тут же вспомнил о давней, но более выигрышной теме – внедрении у них электронного билета

Финиш или имитация: "Родится" ли из разг…

Во Львове снова заговорили о возможности введения электронной оплаты за проезд в маршрутках. Когда это счастье будет ожидать горожан на практике до сих пор так и не известно. Точнее, сроки в мэрии называют, однако верить им не удается, ведь они переносились уже неоднократно. Почему – выясняли журналисты Depo.Львов.

В феврале, после повышения стоимости проезда в маршрутках города, львовяне все больше стали сетовать на то, что в отрасли транспорта ничего не изменилось. Разве что маршрутки стали еще более переполненными, ведь пенсионеры теперь снова ездят в городских маршрутках бесплатно и безлимитно. Правда, трое частных перевозчиков Львова обнародовали графики обновления транспорта. Будет ли так на самом деле, станет понятно со временем, сейчас же "на глаз" существенных изменений не заметно.

Якобы во Львове собираются ввести билеты с защитной голограммой: такое обещание обнародовал коммунальный перевозчик города Львова. Как сообщил директор ЛК "АТП № 1" Орест Хамула, предприятие планирует в ближайшее время получить первую партию таких проездных документов с защитой от подделок. И администрация предприятия призывает пассажиров брать такие билеты при оплате. "Дизайн билетов в автобусах будет похожим на дизайн билетов в электротранспорте, однако для удобства пассажиров автобусные билеты будут отличаться цветом", – рассказал Хамула.

Как со своей стороны сообщил заместитель директора департамента жилищного хозяйства и инфраструктуры ЛГС Андрей Белый, внедрение билетов с защитной голограммой является шагом в направлении внедрения качественного учета пассажиропотока в автобусах. "В электротранспорте есть прозрачный и понятный учет пассажиропотока. Такой же механизм хотим внедрить и в ЛК "АТП № 1", поэтому рассматриваем возможность введения должностей контролеров-кассиров, которые бы следили за оплатой пассажиров", - рассказал Белый. По его словам, такую схему работы на предприятии предпочли бы испытать на одном маршруте, чтобы понять целесообразность ее внедрения во всех автобусах "АТП № 1". Также рассматривается возможность безналичной оплаты в автобусах – по типу электротранспорта

В горсовете тем временем пообещали проверять чистоту во львовских маршрутках. Исполняющий обязанности городского председателя Львова Геннадий Васькин дал поручение управлению транспорта еженедельно выезжать на базы перевозчиков и проверять техническое и санитарное состояние маршруток. Уже обследованы маршрутки на АТП-14630, ООО "Фиакр-Львов" и ООО "Мера и К". Как выяснилось, транспорт находится в ненадлежащем санитарном состоянии, в салонах отсутствует информация о бесплатном проезде пенсионеров и школьников, а значит перевозчиков-нарушителей, убеждают в мэрии, будут ждать штрафы.

Собственно, последнее является ответом на то, почему львовяне не хотят платить за проезд в маршрутках. Даже соответствующую электронную петицию зарегистрировали. Ее автор подчеркивает, что во Львове не должны курсировать старые маршрутки, и предлагает установить максимально допустимый "возраст" автобуса – шесть лет. Если же по городу будут курсировать маршрутки, срок эксплуатации которых превышает шесть лет, мужчина предлагает уменьшать стоимость проезда на 25% за каждый сверхнормативный год.

Однако есть и прямо противоположные предложения: во Львове зарегистрировали электронную петицию с призывом поднять тариф на проезд в городских маршрутках до 8-9 гривен. За дополнительные средства предлагается нанять продавцов билетов в автобусы и маршрутки. "Они будут работать непосредственно на город, а не на отдельных перевозчиков, будут продавать два вида билетов – обычные и льготные (бесплатные). Такая должность будет временной – до полного введения электронного билета", – говорится в тексте петиции.

По мнению автора Кристины Козий, после повышения стоимости проезда на 1-2 гривны и внедрения в маршрутке продавца билетов, водитель будет выполнять только свои прямые обязанности и не будет отвлекаться от дороги. Кроме того, учет наличных и количества пассажиров станет более прозрачным, а количество лиц, которые не оплачивают проезд уменьшится.

Пока же "улучшения" только обещают, горожане начали новый флешмоб – пассажиров призывают требовать у водителей билет, хотя их учет никто не ведет. А перед тем устроили акцию протеста против повышения стоимости проезда, которая, впрочем, вышла малочисленной. Заметим, что в горсовете в ответ заявили, что стоимость проезда выросла "по требованию общественности", что еще больше возмутило жителей Львова.

Очевидно, чтобы хоть как-то угомонить возмущенных горожан, в мэрии снова заговорили о возможности введения электронной оплаты за проезд. Во вторник, 12 февраля, состоялось рассмотрение предложений участников тендера на разработку, поставку, установку и обслуживание автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте г. Львова (е-билет). Технические предложения подали шесть компаний и консорциумов.

Как сообщил заместитель директора департамента жилищного хозяйства и инфраструктуры ЛГС Андрей Белый, участие в тендере приняли 29 компаний из 17 стран мира. Проект будет финансироваться за кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития. "Сейчас представители ЛКП "Львовавтодор" и консультанты от банка должны их (технические предложения, – ред.) проработать. Дальше будет финальная часть – это получение финансовых предложения от компаний, которые пройдут с техническими предложениями", – сообщил Белый.

Определить компанию-победителя, которая будет реализовывать проект внедрения е-билета, у Садового планируют до конца мая, и уже летом начать монтаж валидаторов. Внедрение электронного билета планируют начать с коммунального транспорта. Причем делать это обещают с привлечением частных перевозчиков (то есть маршруток, – ред.), которые курсируют по городским маршрутам, чтобы была возможность сделать единый абонемент на весь транспорт. Начать планируют с электротранспорта, за ним – коммунальный автобусный транспорт, и далее – привлечение частных перевозчиков, которые курсируют по городским маршрутам. "Вторым этапом мы планируем привлекать пригородные маршруты к сети электронного билета", – добавил чиновник.

По его словам, электронный билет, который сейчас внедряют в других городах Украины – это внедрение безналичной системы расчета за проезд, которая уже давно действует во Львове в электротранспорте, и которой во Львове уже пользуются 17% пассажиров. А вот Львов, внедряя е-билет, выбрал переход на оплату за транспортную работу, благодаря чему изменится механизм отношений между пассажиром, общественным транспортом и перевозчиками. Собирать деньги с пассажиров будет оператор электронного билета, который потом будет выплачивать их перевозчику согласно выполненной последним, собственно, транспортной работы. Также кардинально будет изменена и тарифная модель: это будут временные билеты – на день, три дня, месяц, год. Дешевле будет покупать билеты на более долгий срок.

Следовательно Львов получил предложения от консорциума двух литовских компаний - Ridango и Datel. Последняя компания известна по реализации своих проектов по оплате проезда в Швеции и в Эстонии. Также их оборудование установлено в Киеве, но пока еще не работает.

Следующее предложение – от чешской компании Mikroelektronika в консорциуме с львовской компанией ООО "СофтСерв - муниципальные технологии". Третье предложение – от двух турецких компаний Kent Rart и Onur. Kent Rart – это известная компания, которая реализовала свои проекты по оплате за проезд в Белграде, США, Турции.

Четвертое предложение – от консорциума двух компаний: BPC Banking Technologies из Швеции и ООО "Реноме-Смарт" из г. Ровно. Пятое – от компании PPTexellence из Бельгии. Ее предложение неполное, а фирма малоизвестная. Наконец, шестое предложение поступило от консорциума трех итальянских компаний: AlmavivA, AEP Ticketing Solutions, Swarko Mizar и львовской компании ООО "Сварко Украина".

Как отметил Пьер Ив Тесье, руководитель Проекта "iC consulenten" (фирма-консультант), сейчас начинается процесс оценки полученных предложений от консорциумов, чтобы определить, какие компании проходят ко второму этапу. "Желательно, чтобы это было больше, чем одна компания, чтобы была конкуренция. Мы посмотрим, что компании предлагают согласно нашим требованиям. Также компании могут предложить какие-то технические вещи, которые мы не предлагали. Поэтому будем все анализировать. Соответственно конечные технические спецификации зависят от того, что компании, которые ушли, могут предложить", - отметил Тесье.

Отметим, что для внедрения автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте уже выполнены все процедуры оформления кредита ЕБРР на сумму 10 млн евро и гарантий города (общая стоимость проекта составляет 11,2 млн евро, – ред.), проведен предварительный отбор участников тендера – преквалификация, проведен отбор и подписано соглашение с компанией "іС сonsulenten" (Австрия) на консалтинговые услуги, подготовлен драфт технического задания на тендер, изучен европейский опыт внедрения и эксплуатации современных АСОП, завершена процедура регистрации названия электронного билета "LeoCard"/"ЛеоКарт" в Государственном предприятии "Украинский институт интеллектуальной собственности" и получено свидетельство на знак для товаров и услуг.

Название электронного билета определили львовяне благодаря соцопросам. В общем название "ЛеоКарт" предложили девять львовян, однако победил Андрей Карпяк, который предоставил такое предложение быстрее всех. Еще 14 марта 2017 года победителю вручили сертификат, который дает право на получение годового электронного билета под номером 1 на весь транспорт Львова.

Впрочем, можно ли верить этим обещаниям мэрии и не являются ли нынешние разговоры о е-билете лишь очередной имитацией процесса – вопрос открытый, ведь внедрить электронный билет во Львове обещают уже почти десять лет. А львовяне, тем временем, продолжают часами ждать на остановках нужную маршрутку.

Все новости Львова читайте на Depo.Львов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme