От лошади до Садового: Львовскому трамваю исполняется 123 года

Появление электрического трамвая во Львове связано с проведением в 1894 году Галицкой краевой выставки

Журналист региональной редакции Depo.Львов
От лошади до Садового: Львовскому трамва…

Как сообщает Depo.Львов, 31 мая 2017 года львовские электрические трамваи празднуют день рождения. Ровно 123 года назад состоялся запуск первого рейса с пассажирами.

В 1894 году во Львове было открыто регулярное движение второго в Украине и четвертого в Австро-Венгрии электрического трамвая. Львов стал вторым городом на территории современной Украины, где горожане смогли пользоваться таким изобретением цивилизации (первый электрический трамвай появился в Киеве в 1892 году).

Его появление во Львове связано с проведением в 1894 году Галицкой краевой выставки, которая должна была показать высокий уровень развития края под властью Австро-Венгрии. Эту выставку должен был посетить сам кайзер Франц-Иосиф. Чтобы обеспечить удобное соединение железнодорожного вокзала с Галицкой Краевой Выставкой, было решено построить львовский электрический трамвай.

В 1893 году Львовский магистрат объявил тендер на строительство линий трамвая и электростанции мощностью 400 лошадиных сил. Тендер выиграла венская фирма "Сименс&Галльское", которая приняла обязанностть после двух лет эксплуатации по требованию городского совета, если такое будет, продать трамвай городу. Бюджет проекта составил 880 тыс. крон.

Вот как писала о первом пробном рейсе львовского электрического трамвая львовская газета "Дело": "Пробная поездка электрического трамвая во Львове производилась ночью между 1 и 2 часами, с участием двух вагонов, у которые также было включено электрическое освещение. Поездка была очень эффективна, потому что из-под колес и на обочины вырывались пучки электрического света... Поздней ночной порой собралось большое число любопытных...".

За первым трамваем шли тысячи людей на протяжении всего маршрута. Даже полиция не могла справиться с человеческой толпой.

Одна из линий того времени пролегала от железнодорожного вокзала по нынешней улице Степана Бандеры через проспект Свободы к Стрыйскому парку, вторая соединяла центр города с Лычаковским кладбищем. Эта линия, протяженностью 5,3 км, стала основной.

На линии курсировало 11 вагонов. Рассказывают, что извозчики, которые жили на Лычаковской, враждебно встретили трамвай, поскольку боялись конкуренции. Они забросали вагоны яйцами и гнилыми помидорами.

Сначала львовские трамваи не имели маршрутных номеров. С 1908 до 1923 года во Львове действовала уникальная система обозначения маршрутов – комбинированными буквами. Поскольку в то время все названия в городе были польскими, то в обозначении маршрутов использовались буквы польского алфавита.

Каждый маршрут обозначался, за редким исключением, двумя буквами, которые соответствовали первым буквам в наименовании конечных остановок, что позволяло пассажирам определять куда ехать по обозначению ключевых станций. Главный вокзал (дворец) имел обозначение D (пол. Dworzec glówny — Главный вокзал), Гетманские валы (современный проспект Свободы) — H (польск. Hetmańska — Гетманская), Лаптей — Ł (Łyczaków — Лаптей) и так далее.

Советский Союз унаследовал довольно развитую сеть трамвайных путей в Львове. Поэтому занимались в основном инфраструктурой внутри трамвая. В 1965-1970 годах работник "Львовэлектротранса" Иван Петришин разработал специальный аппарат для продажи талонов. Аппарат работал на электроэнергии. В специальное отверстие необходимо было опустить 15 копеек, и только тогда прибор выдавал талон. Из другого окошка копейки выпадали, если денег было недостаточно.

Изобретение использовали на территории всей Украины, для серийного производства в Киеве специально создали завод.

По состоянию на 31 мая 2017 года, во Львове действует 10 маршрутов трамвая. Трамвайный парк Львова насчитывает 183 вагонов, общая протяженность пути – 73,503 км. Стоимость проезда, независимо от расстояния, составляет 1,50 грн (общая) и 0,75 грн (для учеников и студентов).

При СССР во Львове был обустроен трамвайный маршрут N3, который соединил центр города с ул. Научной. А за времена независимости в 2017 году появилась линия трамвая N8, которая соединяет Сихов и центр.

Примечательно, что жители этого микрорайона должны благодарить Евро-2012 во Львове, которое, как и прежде Краевая выставка в 1894 году, дала старт данному проекту.

Сейчас во Львове начинают проектирование новой трамвайной линии.

О лошадях

По свидетельствам историков, трамваи во Львове курсировали задолго до упомянутой даты. Правда, в действие они проводились не электричеством, а лошадьми.

Рельсы в то время были сделаны из дерева и покрыты жестью. Когда трамвай на подъеме по Городоцкой был перегружен, впрягали дополнительных лошадей.

Строительство линий конного трамвая началось летом 1879 года.

Полностью движение конного трамвая прекратили 29 декабря 1908 года. Лошадей распродали, а вагоны переделали на прицепные для электрического трамвая.

О "зайцах"

С самого начала запуска во Львове трамвая существовали так называемые "зайцы". Еще когда был конный трамвай, полиция их отлавливала и заставляла целый день отрабатывать на соломорезках, заготавливая для лошадей еду. Актуальной эта проблема остается и до сих пор. В сентябре 2008 года ликвидировали должность кондуктора, увеличив количество контроллеров. В мае 2016 года были ликвидированы контроллеры. Недавно службу восстановили в несколько другом виде.

Все новости Львова читайте на Depo.Львов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme