Правительство Гончарука в действии: Почему медикам Львовщины уже сейчас следует готовиться к проблемам с деньгами

В области ожидают проблем с финансированием медицины, ведь с 1 апреля 2020 года оплату медицинских услуг коммунальным учреждениям здравоохранения будут осуществлять только по договорам с Национальной службой здоровья

Правительство Гончарука в действии: Поче…

На Львовщине, как и в других регионах, с 1 апреля 2020 года изменится подход к финансированию медицины. Именно с этого времени оплату медицинских услуг коммунальным учреждениям здравоохранения будут осуществлять по договорам с Национальной службой здоровья. Из областного бюджета будут финансироваться только патанатомия, судмедэкспертиза, дома ребенка, детский противотуберкулезный санаторий, диспансер радиационной защиты, МСЭК, лечебно-физкультурный диспансер, областной диагностический центр.

Это подтверждает и тот факт, что, по экспертным оценкам, в бюджетах городов и ОТО Львовской области уменьшение медицинской субсидии произошло пропорционально – примерно на 75%. То есть эта субвенция предусмотрена только на І квартал 2020 года. А на три последующих квартала денег уже нет, что, вроде, и логично, но не все так просто.

Чиновники, которые отвечают на местах за финансы и бюджетные вопросы, признаются, что до конца не понимают, как будет происходить финансирование. То есть знают, как все должно быть, но не уверены, что именно так и будет происходить. Ведь часть бюджетов принималось без учета субвенций. Пока "на местах" понятно только одно – дефицит средств на медицину, если он возникнет, придется "закрывать" с помощью местных бюджетов.

Фактическое предупреждение медикам сделал пока что действующий заместитель председателя Львовской ОГА Иван Собко во время сессии Львовского областного совета еще 5 декабря 2019 года. Тогда на его слова мало кто обратил внимание, а зря. Почему – разбирались журналисты Depo.Львов.

С 1 января 2020 года все ОТО получили прямые межбюджетные отношения с правительством. В Ассоциации городов убеждены, что таким образом эти общины получили новые возможности – ресурсы и полномочия для предоставления качественных услуг своим жителям. В частности, во Львовской области прямые межбюджетные отношения получит Нежуховская ОТО, где пройдут первые выборы, а для Гнездычевской и Шегиновской общин учли доходы и расходы в связи с их расширением.

Как рассказал директор департамента финансов Львовской ОГА Олег Демкив, среди особенностей формирования бюджета на 2020 год есть уменьшение объема дополнительной дотации на переданные полномочия в образовании и здравоохранении, передача на финансирование из государственного бюджета возмещения льгот, субсидий, пособий семьям с детьми, денежного обеспечения родителям-воспитателям в детских домах семейного типа и приемных семьях, оплаты медицинских услуг коммунальным учреждениям здравоохранения по договорам с Национальной службой здоровья (из областного бюджета финансируются только патанатомия, судмедэкспертиза, дома ребенка, детский протитубсанаторий, диспансер радиационной защиты, МСЭК, лечебно-физкультурный диспансер, областной диагностический центр и т. д.) и другие.

Следовательно, прогнозируемый объем областного бюджета в 2020 году достигнет 5,9 млрд грн. В сравнении с 2019 годом этот объем меньше вдвое. В структуре доходов областного бюджета на 2020 год налоги и сборы составят 54%, строительство, реконструкция и ремонт дорог – 20%, медицинская субвенция – 9%, образовательная субвенция – 7%.

По расходам больше всего средств направят в сферу дорожного хозяйства, транспорта и связи, образования и науки, а также здравоохранения. "Бюджет Львовской области наконец стал самодостаточным. Структура доходной части изменилась. Наши собственные поступления с 23% выросли до 54%. Бюджет подготовлен в соответствии с требованиями финансового кодекса. Бюджет сбалансирован, в нем сохранены все программы и надлежащий для их реализации финансовый ресурс", – отметил Собко.

Также во Львовской ОГА подтвердили, что с апреля Национальная служба здоровья будет оплачивать услуги специализированным учреждениям по принципу "деньги идут за пациентом", а субвенция на содержание медицинских учреждений не предусмотрена. Уже сейчас специалисты уверяют, что некоторым учреждениям будет непросто конкурировать, поэтому стоит подумать над тем, какие услуги предоставлять и подготовиться к сотрудничеству с НСЗУ.

"Конкуренция за пациента будет сумасшедшая. Каждый руководитель медицинского учреждения должен понимать, что и как ему делать. Департамент всегда готов помочь, проконсультировать. В этом процессе есть четкие дедлайны. Те, кто будет готов к изменениям и к работе в новых условиях, те будут востребованы и конкурентоспособны. Приятно отметить, что по готовности наших медицинских учреждений Львовщина занимает лидерские позиции", – добавил Собко.

Во Львовской обладминистрации состоялось совещание с участием руководителей учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь. На нем, в частности, поднимали вопросы финансирования учреждений после 1 апреля. "Подавляющее большинство учреждений по области уже включилось в процесс превращения в некоммерческие предприятия, которые смогут подписать соглашение со службой здоровья и финансироваться из государственного бюджета. Все, кто имеет юридические основания быть преобразованным, должны завершить этот процесс. Это будет минимальным условием для получения финансирования. Должны вместе работать над тем, чтобы начало апреля не наступило неожиданно", – подчеркнул в. и. о. директора департамента Андрей Васько.

Во время совещания также обсудили ситуацию с выплатой заработной платы в области медицины. "Совместными усилиями мы уменьшили дефицит по зарплате до 18 млн грн, в начале года этот дефицит был более 200 млн грн. Есть территории, эффективность руководителей которых можно ставить в пример. Они направляли в соответствии с бюджетным кодексом расходы на заработную плату, а не на капитальные расходы. Однако есть территории, которые финансировали медицину, образование или другие незащищенные статьи на свое усмотрение, и это привело к задолженностям по зарплатам. С такими руководителями будет отдельный разговор", – рассказал Собко.

Он заверил, что для погашения задолженностей из государственного бюджета поступит субвенция в размере 2,3 млн грн, остальную часть дефицита покроют из резервного фонда областного бюджета. Собко также отметил, что уже сейчас следует учесть те риски, которые могут возникнуть в медицинской отрасли после 1 апреля. Следовательно, причастные структуры будут работать над тем, как прописать и направить необходимые средства туда, где их недостает. Во Львовском облсовете уточняют, что речь идет об уменьшении объема дополнительной дотации на переданные полномочия в образовании и здравоохранении на 351 млн грн (43%).

По сравнению с ожидаемым исполнением в 2019 году объем расходов предлагается уменьшить на 1 385,6 млн гривен. С медициной вроде все более-менее понятно – уменьшение объема обусловлено, в основном, осуществлением с 1 апреля 2020 года расходов на оплату медицинских услуг коммунальным учреждениям здравоохранения по договорам с Национальной службой здоровья в отношении медицинского обслуживания населения в рамках программы медицинских гарантий за средства государственного бюджета, а также переводом учета собственных поступлений некоммерческих коммунальных предприятий областного подчинения на обслуживание в банках из органов государственной казначейской службы.

А вот с образованием ситуация более запутанная. Если оценить размеры субвенций из госбюджета в местные бюджеты на эту отрасль, то, на первый взгляд, кажется, что сумма выросла. И городам, и ОТО выделили больше образовательной субвенции – в среднем на 10-15%. Но радоваться нечему, если учесть, что с 1 января 2020 минимальная зарплата в Украине выросла на 13%. То есть если не делать новых перераспределений, то этих дополнительных средств при определенных обстоятельствах, если зарплата будет составлять немалую долю в расходах, может не хватить даже на индексацию зарплат.

Впрочем, что делается в ОТО на Львовщине, а их в области насчитывается 40, выяснить часто проблематично. Бюджеты ОТО почти не обнародуются, а в отдельных ОТО цифры не дают даже местным депутатам. "Несмотря на достижения и победы реформы децентрализации власти, за последние годы в Давидовской ОТО и дальше бюджет не принимают, а "пилят". Потому что ситуацию, когда депутаты общины не владеют даже общими цифрами, например, сколько денег запланировано направить на образование в 2020 году, иначе как ручным бюджетом для будущего "пиления" не назовешь. Очевидно, что местная власть имеет целью скрыть, куда именно планирует тратить средства общины, на очередные гирлянды с новыми автомобилями, вместо того чтобы направить их на медицину или освещение", – возмущался в разговоре с Depo.Львов депутат Давидовской ОТО Виталий Дьяков. По его словам, бюджет этой общины принимали простым голосованием без раздачи депутатам цифр "на руки".

Подытоживая, можно сказать, что бюджет Львовской области на 2020 год стал меньше, несмотря на увеличение "защищенных расходов" – зарплаты. Кроме того, в нашей стране всегда существует риск, что если новая система финансирования медицины даст сбой, то эту дыру местным бюджетам придется закрывать самим и неизвестно, из каких средств.

Все новости Львова читайте на Depo.Львов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme