Стройка века: Почему сооружение мусороперерабатывающего завода во Львове снова переносится

Предыдущая фирма-исполнитель не выполнила обязательств, поэтому пришлось искать другого подрядчика и перезаключать договоры

Журналист отдела новостей
Стройка века: Почему сооружение мусоропе…
Таким должен быть мусороперерабатывающий завод во Львове

После трагедии на Грибовичской свалке под Львовом, которая произошла пять лет назад, на теме строительства мусороперерабатывающего завода в городе не пиарился разве что ленивый. Напомним, 28 мая 2016 года на территории Грибовичской свалки вспыхнул масштабный пожар. Обуздать его удалось только 30 мая, но затем произошел оползень. Под тоннами мусора погибли четыре человека — начальник ДПРП-48 по охране г. Рава-Русская, капитан службы гражданской защиты Юрий Рудый, начальник караула ДПРЧ-17 по охране г. Жолква, старший лейтенант службы гражданской защиты Андрей Вненкевич, пожарный ДПРЧ-17 охраны г. Жолква, сержант службы гражданской защиты Богдан Юнка, а также инженер-эколог ЛКП "Збиранка" Александр Бутин. Тела трех погибших спасателей обнаружили только на следующий день. А вот Александра Бутина не нашли до сих пор (только в 2017 году его официально признали погибшим).

Трагедия сразу приобрела масштабную огласку, а львовский мусор начал "путешествовать" по всей Украине.

С тех пор чиновники разных рангов били себя в грудь, обещая наконец решить вопрос рекультивации полигона твердых бытовых отходов и построить завод. Однако за пять лет дело практически так и не сдвинулось с мертвой точки — мусороперерабатывающего завода во Львове нет, львовский мусор по-прежнему "путешествует" по всей Украине, а рекультивацию полигона начали лишь в конце 2020-го. Что же тормозит процесс и на какой стадии сейчас эта "стройка века", разбиралось Depo.Львов.

Грибовичская свалка, созданная еще в конце 1950-х годов, была единственным легальным местом для сбора мусора из Львова и близлежащих сел. Ежедневно сюда вывозили по 600-650 тонн отходов из областного центра, Жолковского, частично из Каменка-Бугского, Пустомытовского, Городокского и Яворовского районов. Общественный инспектор по охране окружающей среды Государственной экологической инспекции во Львовской области, житель Жолквы Игорь Муравский называет его самым опасным в Европе, ведь здесь находится примерно 11-12 млн тонн мусора, в том числе 2 млн тонн гальваники — отходов военной промышленности. Областная санстанция еще в 2003 году издала постановление о закрытии полигона, но произошло это только в 2016-м — когда там возник пожар и погибли люди. Тогда же городские власти заговорили о необходимости строительства мусороперерабатывающего завода.

Впоследствии, в феврале 2018, объявили тендер на проект строительства. В начале июня того же года городской глава Львова Андрей Садовый подписал соглашение с ЕБРР о предоставлении кредита для "строительства мусороперерабатывающего комплекса и рекультивации Грибовичской свалки", а в июле 2018-го на сессии Львовского городского совета выделили земельный участок под его строительство — на улице Пластовой, 13. Впрочем, тогда возмутились местные жители, которые не согласились жить по соседству с таким производством. И многочисленные протесты и митинги приостановили процесс.

Сейчас ситуацию удалось более или менее решить. И уже этим летом местные власти обещали таки начать строительство. Однако опять что-то пошло не так.

Строить мусороперерабатывающий завод во Львове должен был голландско-литовский консорциум WTT-Axis. Контракт должны были подписать до конца июня. Но, как теперь выяснилось, завод во Львове будут строить поляки. "Сейчас готовимся подписать договор с другим исполнителем — польской фирмой Control Process. Они уже оформили филиал в Украине, должны получить лицензию и после этого приступать к строительству, — рассказывает Depo.Львов директор ЛКП "Зеленый город" Святослав Евтушенко. — Что касается голландско-литовского консорциума, то возникли некоторые проблемы — они вовремя не предоставили гарантий по выполнению работ, поэтому мы были вынуждены разорвать с ними договор".

Святослав Евтушенко, директор ЛКП Зеленый город

Общая стоимость проекта, по словам господина Евтушенко, составляет более 36,6 млн евро. Часть этих средств должен предоставить Европейский банк реконструкции и развития как кредит (25 млн евро), 10 млн евро гранта должны поступить от фонда Восточноевропейского партнерства, остальные деньги выделит город.

Когда именно начнется строительство, директор "Зеленого города" уже не так уверен. Говорит, что это, скорее, вопрос к подрядчику, но рассчитано, что строительство должно начаться в ближайшее время. "Они уже оформили филиал, банк предоставляет свою гарантию, должны получить еще лицензию на строительство - и все, можно начинать, говорит чиновник".

Что касается рекультивации Грибовичской свалки, то, по словам Евтушенко, она "продолжается замечательно и все идет по плану". "Есть конечно перекосы, например, дегазаторы недобурили три скважины, так как на тот момент турецкий подрядчик задержался и не подготовил площадку. Но они должны доработать это на этой неделе, говорит он".

В общем рекультивация полигона будет проходить в два этапа, рассказывают в ЛКП "Зеленый город". Сейчас на свалке продолжаются земляные работы, выположивают склоны. Далее начинаются работы по дегазации. Этот процесс продлится еще 2-3 года. За это время на полигоне будут высажены кустарники, кусты, другие небольшие зеленые насаждения. "Сейчас идет первый этап рекультивации, говорит в комментарии Depo.Львов общественный инспектор по охране окружающей среды Государственной экологической инспекции во Львовской области Игорь Муравский. Туда завозят землю, выположивают склоны. И это не может не радовать. Хотя за эти годы свалка фактически уже сама стабилизировалась — осела на несколько метров и стала ниже".

Куда вывозят львовский мусор — во Львове не знает никто. В городском совете говорят, что перевозчики, которые занимаются очисткой города, имеют заключенные договора с различными полигонами. Между тем отходы из Львова появляются то тут, то там. Одну из последних таких несанкционированных свалок обнаружили на улице Пластовой во Львове, где она горит и тлеет на солнце. Об этом нам сообщила депутат городского совета Анастасия Окряк: "Ко мне лично обратились местные жители и сообщили о проблеме. Говорят, что строительный мусор, бытовые отходы сюда свозят частно и местные жители, и грузовики. Кто они и откуда — исследовать очень трудно, говорит народная избранница".

Поэтому пока неизвестно, когда, наконец, появится во Львове мусороперерабатывающий завод. Чиновники отделывааются обещаниями и отписками, а фирмы, которые занимаются очисткой города от отходов, вывозят их на различные свалки, известные только им самим. Львовянам же остается только надеяться, что город опять не погрязнет в очередном мусорном коллапсе.

 

Все новости Львова читайте на Depo.Львов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme