Бунт контрабандистов: Кому понадобились "челночные" протесты на западной границе

На Львовщине и Волыни попытались блокировать работу четырех пунктов пропуска, чтобы им разрешили возить нерастаможенный товар, как раньше

Юрій Богун

С утра 10 января на украино-польской границе – точнее, во Львовской области было неспокойно: активисты заблокировали работу пунктов пропуска "Шегини", "Рава-Русская" и "Краковец". Чуть позже к акции присоединились и волыняне: там ориентировочно с 13:00 блокировалась работа пункта пропуска "Ягодин".

Участники блокирования перекрыли трассы неподалеку от пунктов пропуска. В каждой из акций протеста участвовало не более 100 человек, которые группами по несколько десятков человек переходили дорогу на пешеходных переходах, пока остальные протестующих грелись. Блокирование не было полным. Автобусы и автомобили, в которых находились маленькие дети или больные люди, пропускали сразу, а каждые 15 минут позволяли проехать нескольким машинам из очереди.

В основном в акции протеста принимали участие жители приграничья. Активисты заявляли, что требуют отменить законодательные изменения относительно ввоза товаров в Украину, которые вступили в силу с 1 января этого года. Речь идет о законе "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году": 7 декабря 2017 года Верховная Рада внесла поправки в Таможенный кодекс, которыми ограничила беспошлинный ввоз товаров через границу. Теперь правила беспошлинного ввоза товаров в ручном или сопроводительном багаже на сумму до 500 евро (в аэропортах до 1000 евро) и весом до 50 кг будут действовать только для тех, кто отсутствовал в Украине более 24 часов и въезжает в страну не чаще, чем раз в 72 часа. В случае более частого въезда без налогов можно ввозить товары на сумму только до 50 евро.

Во время блокировки активисты собирали подписи к президенту Петру Порошенко и Верховной Раде с просьбой отменить поправку в законе относительно 24 часов пребывания за границей. Также они утверждали, что сегодняшняя акция – предупредительная. Если их требования не будут выполнены, активисты угрожают в дальнейшем блокировать границу.

Следует отметить, что блокирование транспортных коммуникаций в соответствии со ст. 279 Уголовного кодекса Украины влечет за собой уголовную ответственность. В частности, ч. 3 этой статьи предусматривает от пяти до двенадцати лет лишения свободы. Кроме того, уголовная ответственность наступает также за хулиганство, групповое нарушение общественного порядка, массовые беспорядки, призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку.

Правоохранители призвали участников акции протеста придерживаться действующего законодательства и не допускать нарушений публичной безопасности. В то же время, ни один участник блокировки не был задержан, полиция не вмешивалась, а ее работники объясняли свою бездеятельность мирным характером протеста и отсутствием полного блокирования границы.

Изменения в законодательстве, против которых протестовали активисты, в первую очередь "бьют" по "челнокам" и "муравьяхм", которые до недавнего времени зарабатывали на разнице цен на товары в Украине и Польше. Первые – небольшие предприниматели, которые почти каждый день ездили в Польшу за товаром на бусах и ввозили его для перепродажи в Украину партиями, которые бы не предусматривали уплаты пошлины. Сейчас, с уменьшением беспошлинных объемов, делать это стало значительно сложнее. Вторые – "переносили фуры". Выглядело это так: к пункту пропуска "Медика" на территории Польши подъезжал автомобиль, например, с сыром. Его разгружали, делили на меньшие партии, и украинцы переносили его партиями, которые не предусматривают уплаты пошлины через пеший переход "Шегини". После этого фура въезжала в Украину пустой. Таможенники называли такой вариант серого импорта "схема пиджаков". То есть контрабандисты организовывали с обеих сторон границы специальные базы, где большой груз делился на разрешенные к бесплатному провозу партии, а после переноса "муравьями" через границу снова собирался в одной фуре или развозился мелкими партиями по всей стране.

По словам председателя Львовской облгосадминистрации Олега Синютки, в протестах совпали интересы контрабандистов, таможенников-взяточников и пограничников-взяточников. Губернатор добавил, что блокированием пунктов пропуска должны заниматься правоохранительные органы, потому что от этого страдают законопослушные граждане. "Ситуация с перекрытием границ, я так понимаю, координируется таможенниками, пограничниками и так далее. Еще и напрямую из Киева. Говорят, за три дня касса получения с каждого буса у них упала до критической черты, работают на опережение. Хочу предупредить тех, кто будет блокировать границу на их заказ, что в этот раз никто предупреждением не ограничится", - сообщила председатель общественного совета при УСБУ во Львовской области Галина Янко.

Действительно: обращает на себя внимание то, что акции протеста стартовали не возле, например, обладминистрации или местного управления Государственной фискальной службы, а именно на границе. То есть протесты не обращаются к органам власти, от которых зависит решение вопросов с пересечением, а "прицельно" усложняют работу пограничных пунктов. То есть фактически заложниками ситуации становятся простые люди, которые едут по каким-то своим делам. При этом бросается в глаза и организованность, с которой были устроены акции: в один день на разных пунктах пропуска появились группы людей, которые знают, что, когда и как им делать. Поблокировали, заявили о себе, и вечером разбежались по домам.

Вместе с тем, таможенники отвергают свою причастность к организации акций протеста. "В очередной раз таможня стала "любимой невесткой", которая виновата во всех бедах. Не исключаю, что организатором таких акций могут быть не местные люди, а те, кто заинтересованы в дестабилизации ситуации на границе Украины с ЕС", – заверил руководитель Львовской таможни Левко Прокипчук.

Стоит остановиться на сути требований протестующих. Номинально они настаивают на том, что товары через границу они возят для себя, хотя есть и более откровенные – те, кто говорит, что их лишают "единственного заработка". А контрабандисты – это, мол, не они, простые люди, а те, которые гоняют нерастаможенную продукцию фурами. Однако здесь они немного лукавят, ведь для тех, кто носит товар "для себя", новые таможенные правила не являются серьезным ударом по бюджету. А вот для тех, кто ходит через границу с целью дальнейшего сбыта пронесеного или передачи его продавцам дальше по цепочке, "урезание" объемов таможенных и правда является проблемой. Тем более, что и упомянутая выше схема работы "муравьев" свидетельствует: это таки полноценная контрабанда. С которой надо бороться так же, так и с крупными поставщиками неучтенного товара.

По данным Ассоциации плательщиков налогов, за прошлый год в Украину через западную границу перевезли нерастаможенных товаров на сумму 3,5 млрд гривен. По мнению представительницы ассоциации Лилии Долинской, законодательные нововведения повлияют, в основном, именно на доходы "челноков", которые перевозят или переносят товары через границу для продажи, а на туристах не скажется никак – им просто не надо пересекать границу в обоих направлениях ежедневно и в неограниченном количестве.

Очевидно, что ситуацию с "челноками" на границе уже начали "качать". И дальше возможны несколько вариантов развития событий. Первый – "договориться" не удастся, и протесты быстро утихнут, а все "заинтересованные лица" пойдут придумывать новые схемы уклонения от налогов. Второй – протест попытаются подержать подольше, максимально затруднив работу пунктов пропуска. Здесь следует вспомнить и недавние протесты "пересечников" – владельцев нерастаможенных автомобилей, которым, наоборот, очень не хотелось постоянно выезжать из Украины для получения отметки о пересечении границы: суть их акций была точно такая же, какая и у нынешних протестующих. Этот вариант особенно вероятен, если попиариться на "народном горе" захотят всяческие "профессиональные революционеры" и другие лица, которые имеют свой интерес в давлении на власть и работе на картинку. Тем более, что их могут подпитать и снаружи – все же, акции протеста на западной границе создают "прекрасную картинку" для российского телевидения.

Следует отметить, что в соцсетях уже обсуждают, как обойти новый неудобный закон. Так, некоторые пользователи предлагают "предпринимателям" завозить за границу одну группу лиц, селить их на ночь в хостеле, чтобы они пробыли за рубежом 24 часа, а потом забирать, и на ее место привозить другую. При этом бенефициар схемы будет вкладывать чуть больше, чем раньше, но это будет все равно выгоднее, чем платить налоги государству.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Львов