Бунт контрабандистов: Кому понадобились "челночные" протесты на западной границе

На Львовщине и Волыни попытались блокировать работу четырех пунктов пропуска, чтобы им разрешили возить нерастаможенный товар, как раньше

Юрій Богун
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Львов
Бунт контрабандистов: Кому понадобились…

С утра 10 января на украино-польской границе – точнее, во Львовской области было неспокойно: активисты заблокировали работу пунктов пропуска "Шегини", "Рава-Русская" и "Краковец". Чуть позже к акции присоединились и волыняне: там ориентировочно с 13:00 блокировалась работа пункта пропуска "Ягодин".

Участники блокирования перекрыли трассы неподалеку от пунктов пропуска. В каждой из акций протеста участвовало не более 100 человек, которые группами по несколько десятков человек переходили дорогу на пешеходных переходах, пока остальные протестующих грелись. Блокирование не было полным. Автобусы и автомобили, в которых находились маленькие дети или больные люди, пропускали сразу, а каждые 15 минут позволяли проехать нескольким машинам из очереди.

В основном в акции протеста принимали участие жители приграничья. Активисты заявляли, что требуют отменить законодательные изменения относительно ввоза товаров в Украину, которые вступили в силу с 1 января этого года. Речь идет о законе "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году": 7 декабря 2017 года Верховная Рада внесла поправки в Таможенный кодекс, которыми ограничила беспошлинный ввоз товаров через границу. Теперь правила беспошлинного ввоза товаров в ручном или сопроводительном багаже на сумму до 500 евро (в аэропортах до 1000 евро) и весом до 50 кг будут действовать только для тех, кто отсутствовал в Украине более 24 часов и въезжает в страну не чаще, чем раз в 72 часа. В случае более частого въезда без налогов можно ввозить товары на сумму только до 50 евро.

Во время блокировки активисты собирали подписи к президенту Петру Порошенко и Верховной Раде с просьбой отменить поправку в законе относительно 24 часов пребывания за границей. Также они утверждали, что сегодняшняя акция – предупредительная. Если их требования не будут выполнены, активисты угрожают в дальнейшем блокировать границу.

Следует отметить, что блокирование транспортных коммуникаций в соответствии со ст. 279 Уголовного кодекса Украины влечет за собой уголовную ответственность. В частности, ч. 3 этой статьи предусматривает от пяти до двенадцати лет лишения свободы. Кроме того, уголовная ответственность наступает также за хулиганство, групповое нарушение общественного порядка, массовые беспорядки, призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку.

Правоохранители призвали участников акции протеста придерживаться действующего законодательства и не допускать нарушений публичной безопасности. В то же время, ни один участник блокировки не был задержан, полиция не вмешивалась, а ее работники объясняли свою бездеятельность мирным характером протеста и отсутствием полного блокирования границы.

Изменения в законодательстве, против которых протестовали активисты, в первую очередь "бьют" по "челнокам" и "муравьяхм", которые до недавнего времени зарабатывали на разнице цен на товары в Украине и Польше. Первые – небольшие предприниматели, которые почти каждый день ездили в Польшу за товаром на бусах и ввозили его для перепродажи в Украину партиями, которые бы не предусматривали уплаты пошлины. Сейчас, с уменьшением беспошлинных объемов, делать это стало значительно сложнее. Вторые – "переносили фуры". Выглядело это так: к пункту пропуска "Медика" на территории Польши подъезжал автомобиль, например, с сыром. Его разгружали, делили на меньшие партии, и украинцы переносили его партиями, которые не предусматривают уплаты пошлины через пеший переход "Шегини". После этого фура въезжала в Украину пустой. Таможенники называли такой вариант серого импорта "схема пиджаков". То есть контрабандисты организовывали с обеих сторон границы специальные базы, где большой груз делился на разрешенные к бесплатному провозу партии, а после переноса "муравьями" через границу снова собирался в одной фуре или развозился мелкими партиями по всей стране.

По словам председателя Львовской облгосадминистрации Олега Синютки, в протестах совпали интересы контрабандистов, таможенников-взяточников и пограничников-взяточников. Губернатор добавил, что блокированием пунктов пропуска должны заниматься правоохранительные органы, потому что от этого страдают законопослушные граждане. "Ситуация с перекрытием границ, я так понимаю, координируется таможенниками, пограничниками и так далее. Еще и напрямую из Киева. Говорят, за три дня касса получения с каждого буса у них упала до критической черты, работают на опережение. Хочу предупредить тех, кто будет блокировать границу на их заказ, что в этот раз никто предупреждением не ограничится", - сообщила председатель общественного совета при УСБУ во Львовской области Галина Янко.

Действительно: обращает на себя внимание то, что акции протеста стартовали не возле, например, обладминистрации или местного управления Государственной фискальной службы, а именно на границе. То есть протесты не обращаются к органам власти, от которых зависит решение вопросов с пересечением, а "прицельно" усложняют работу пограничных пунктов. То есть фактически заложниками ситуации становятся простые люди, которые едут по каким-то своим делам. При этом бросается в глаза и организованность, с которой были устроены акции: в один день на разных пунктах пропуска появились группы людей, которые знают, что, когда и как им делать. Поблокировали, заявили о себе, и вечером разбежались по домам.

Вместе с тем, таможенники отвергают свою причастность к организации акций протеста. "В очередной раз таможня стала "любимой невесткой", которая виновата во всех бедах. Не исключаю, что организатором таких акций могут быть не местные люди, а те, кто заинтересованы в дестабилизации ситуации на границе Украины с ЕС", – заверил руководитель Львовской таможни Левко Прокипчук.

Стоит остановиться на сути требований протестующих. Номинально они настаивают на том, что товары через границу они возят для себя, хотя есть и более откровенные – те, кто говорит, что их лишают "единственного заработка". А контрабандисты – это, мол, не они, простые люди, а те, которые гоняют нерастаможенную продукцию фурами. Однако здесь они немного лукавят, ведь для тех, кто носит товар "для себя", новые таможенные правила не являются серьезным ударом по бюджету. А вот для тех, кто ходит через границу с целью дальнейшего сбыта пронесеного или передачи его продавцам дальше по цепочке, "урезание" объемов таможенных и правда является проблемой. Тем более, что и упомянутая выше схема работы "муравьев" свидетельствует: это таки полноценная контрабанда. С которой надо бороться так же, так и с крупными поставщиками неучтенного товара.

По данным Ассоциации плательщиков налогов, за прошлый год в Украину через западную границу перевезли нерастаможенных товаров на сумму 3,5 млрд гривен. По мнению представительницы ассоциации Лилии Долинской, законодательные нововведения повлияют, в основном, именно на доходы "челноков", которые перевозят или переносят товары через границу для продажи, а на туристах не скажется никак – им просто не надо пересекать границу в обоих направлениях ежедневно и в неограниченном количестве.

Очевидно, что ситуацию с "челноками" на границе уже начали "качать". И дальше возможны несколько вариантов развития событий. Первый – "договориться" не удастся, и протесты быстро утихнут, а все "заинтересованные лица" пойдут придумывать новые схемы уклонения от налогов. Второй – протест попытаются подержать подольше, максимально затруднив работу пунктов пропуска. Здесь следует вспомнить и недавние протесты "пересечников" – владельцев нерастаможенных автомобилей, которым, наоборот, очень не хотелось постоянно выезжать из Украины для получения отметки о пересечении границы: суть их акций была точно такая же, какая и у нынешних протестующих. Этот вариант особенно вероятен, если попиариться на "народном горе" захотят всяческие "профессиональные революционеры" и другие лица, которые имеют свой интерес в давлении на власть и работе на картинку. Тем более, что их могут подпитать и снаружи – все же, акции протеста на западной границе создают "прекрасную картинку" для российского телевидения.

Следует отметить, что в соцсетях уже обсуждают, как обойти новый неудобный закон. Так, некоторые пользователи предлагают "предпринимателям" завозить за границу одну группу лиц, селить их на ночь в хостеле, чтобы они пробыли за рубежом 24 часа, а потом забирать, и на ее место привозить другую. При этом бенефициар схемы будет вкладывать чуть больше, чем раньше, но это будет все равно выгоднее, чем платить налоги государству.

Все новости Львова читайте на Depo.Львов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme