Битва за гривну: Когда и почему львовяне будут платить больше за проезд

Львовские перевозчики выдвинули условия мэру Львова Андрею Садовому. Тот пока отбивается

Ігор Заболотний

Львовские перевозчики требуют повысить стоимость проезда в маршрутках города с 1 декабря. По их расчетам, стоимость разовой поездки во львовских развалюхах должна составлять более 9 грн. Управление транспорта городского совета в свою очередь предложило установить тариф на уровне 8 грн, за что подверглось жесткой критике мэра Львова Андрея Садового. Мэрия понимает, что повышения проезда все же не избежать, но в ситуации, которая сложилась, хочет показать руководителя города борцом за интересы простых людей.

О повышении стоимости проезда во Львове говорили давно, хотя последний раз он дорожал лишь год назад – 14 декабря 2017 года, с 4 до 5 гривен. Отдельно акцентировалось, что стоимость вырастет после скандального конкурса на определение перевозчиков города. Фактически, это было узаконивание работы тех самых перевозчиков. О повышении качества выполнения вечерних рейсов традиционно даже не говорилось.

Однако конкурс провели, а город за повышение стоимости проезда забыл, поэтому перевозчики выдвинули мэрии условие - или позволяете больший тариф, или же останавливаем работу транспорта, особенно в вечерние часы они угрожают, что если мэрия до 1 декабря не утвердит повышение, то они либо сократят количество автобусов на маршрутах, либо транспорт будет курсировать только до 21:00. И запросили тариф на уровне не маленьких 9,20 грн.

И в мэрии, похоже, испугались, ведь управление транспорта предложило согласовать тариф на уровне 8 грн. Однако мэр решил сыграть хорошего защитника горожан и публично "накричал" на своих подчиненных, мол, не давал разрешения делать подобные заявления. "В средствах массовой информации я прочитал сообщение, что управление транспорта начинает процесс изменения тарифа. Хочу заявить о недопустимости подобных комментариев и подобных сообщений со стороны управления транспорта, ведь никаких политических решений ни городской председатель, ни исполнительный комитет, ни Львовский городской совет не принимали", - заявил Садовый.

По словам мэра Львова, пока речи о поднятии тарифа на проезд в маршрутках быть не может. Переговоры относительно этого с перевозчиками в городском совете могут начать только тогда, когда они снова начнут бесплатно возить пенсионеров. "Когда перевозчики поймут свою социальную ответственность, дадут согласие идти навстречу пенсионерам, ведь люди сегодня являются бедными, тогда можно будет публично дебатировать. А никаких месседжей за спиной, которые управление транспорта делает под давлением, быть не может. Сколько частные перевозчики закупили новых автобусов? На некоторые из них сегодня тяжело смотреть – ездят на трех колесах". – возмутился мэр. И поручил провести служебное расследование, определить виновных и привлечь их к ответственности. Правда, не уточнил, что конкретно имеет в виду.

Тем временем, в городе уже зарегистрировали несколько петиций относительно возможного повышения стоимости проезда в городских маршрутках. Их суть в том, что во Львове нужно ввести электронный билет, и тогда разрешать повышение стоимости. Однако кто на эти петиции обращает внимание...

Следовательно, 26 ноября во Львове состоятся общественные слушания, на которых поговорят о том, можно ли вообще говорить о более высоком тарифе до того, как введут электронный билет в транспорте. Что будет на этих общественных слушаниях - можно только представить, однако понятно, что они не остановят повышения стоимости проезда в городских маршрутках. У Садового снова что-то пообещают львовянам, сгонят работников коммунального перевозчика и, как минимум, не позволят принять решение о запрете повышать стоимость проезда.

Тем более, что в мэрии вообще официально решили проводить не общественные слушания, а консультации с общественностью. Это вызвало возмущение у части депутатского корпуса. "Управление транспорта департамента жилищного хозяйства и инфраструктуры Львовского городского совета предложило жителям города не обсуждение, а объявило консультацию с общественностью. Это означает, что свои замечания и предложения можно подавать через Центры предоставления административных услуг Львова, или же отправить электронное обращение", - рассказал депутат Львовского горсовета Игорь Зинкевич.

Он объясняет, что такую форму обсуждения нельзя считать полноценным диалогом с людьми. По его словам, нужно дать возможность жителям города прийти и открыто высказать свою позицию в глаза чиновникам, а не "консультироваться" с ними в онлайн-режиме. Тем более, что консультация чиновников, по большому счету, ни к чему не обязывает.

Тем временем на рынке пассажирских перевозчиков в городе осталось, по сути, только два игрока. В частности, анализируя информацию о компании на портале YouControl, прослеживается четкая связь между двумя фирмами: "Мера и К" и "АТП-14630", которые сейчас принадлежат частным предпринимателям, вероятно братьям – Тарасу Хоме и Владимиру Хоме. Как рассказывают Depo.Львов собственные источники, автобусы перевозчика "Фиакр-Львов" в начале сентября с базы на улице Федьковича, переехали на улицу Городоцкую. Автобусы этой компании теперь "ночуют" именно по тому адресу, где базируется те самые "Мера и К" и АТП-14630.

Стоит отметить, что до августа руководителем "Меры и К" был экс-начальник управления транспорта и связи Львовского горсовета Николай Шкурган. Он же является одним из учредителей фирмы. В ООО "Фиакр-Львов" в августе произошли изменения - из списка владельцев вышла Лилия Кащук, руководителем и подписантом вместо Степана Коцана 9 августа стал уже упомянутый Шкурган. И уже с сентября предприятие переехало на Городоцкую. Правда, в реестре этот переезд не указан.

Следует отметить, что председатель Ассоциации перевозчиков Львовщины Иван Велийка убеждает в обратном, хотя и подтверждает переезд трех предприятий на одну территорию. "Переезд на одну территорию не означает объединения. По состоянию на сегодняшний день существует три юридических лица: ООО "Мера и К", ОАО "АТП-14630" и ООО "Фиакр-Львов". То есть слияния компаний нет, они работают, имеют отдельных руководителей, собственную инфраструктуру, только находятся на одной территории", – уверяет Велийка.

Напомним, по результатам конкурса по определению перевозчиков на городских маршрутах, ОАО "ЛАТП-14630", ООО "Мера и К" будет обслуживать по семь маршрутов, ООО "Фиакр-Львов" на один маршрут больше. Тогда же как у АТП - 1 будет в обслуживании 17 маршрутов. У компании "Успех БМ", которая на сегодняшний день отделена от других фирм, - только три маршрута. Следовательно, ряд наблюдателей за отраслью считает, что фактически сегодня рынок транспортных перевозок монополизируется и сосредотачивается в руках одного владельца, или же имеет заметную тенденцию к этому.

Как бы там ни было, львовянам остается дождаться следующей недели, чтобы узнать каким же будет тариф - 8 грн, или 9 грн. Хотя, на самом деле, принципиальной разницы эта гривна вряд ли уже будет иметь.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Львов